Новости мира
Настаивая на своем: почему начался и чем может закончиться конфликт Польши и ЕС

8 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Конституционный суд Польши 7 октября принял ожидаемое, но пока беспрецедентное решение: он постановил, что национальное право ...

iBrest.by
iBrest.by
8 октября, 17:30

Настаивая на своем: почему начался и чем может закончиться конфликт Польши и ЕС

17:30
17

8 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Конституционный суд Польши 7 октября принял ожидаемое, но пока беспрецедентное решение: он постановил, что национальное право страны стоит на польской территории выше, чем общеевропейское. Решение польской инстанции вызвало решительный протест как "локомотивов" ЕС - Франции и Германии, - так и евробюрократии. У Варшавы грозят отнять преференции и европейские выплаты для восстановления от последствий пандемии, сообщает ТАСС.

Конституционный суд Польши подтвердил превосходство законодательства страны над европейским правом

Бунт Восточной Европы

Бывшие члены социалистического блока, на тот момент наиболее бедные страны Европы - не только Польша, но и Болгария, Венгрия, Словакия, Румыния, Чехия, а также страны Балтии - вошли в Евросоюз ко второй половине 2000-х годов. С вступлением в ЕС была связана масса надежд, под прогрессивные европейские нормы активно перекраивалось законодательство.

За 15 лет членства в ЕС, однако, выйти на один уровень с Западной Европой этим странам не удалось: и в 2020 году, согласно данным Евростата, уровень ВВП на душу населения там остается наименьшим в сообществе. Невысоким остается и уровень жизни, поэтому молодежь без виз уезжает работать в ту же Германию, а население внутри страны стареет. Приход к власти евроскептиков или по крайней мере консерваторов-националистов на этом фоне был очевиден - в Венгрии и Польше он не заставил себя ждать.

В Венгрии начало эры евроскептицизма ознаменовало второе премьерство (с 2010 года) лидера партии "Фидес" Виктора Орбана. Уже в 2011 году в стране была принята новая конституция, а в 2013 году основной закон даже скорректировали: подчеркивалась ценность традиционной семьи, а ЛГБТ-браки были выведены из права, ужесточался госконтроль над судебной системой и банками, право освещать выборы получали только государственные СМИ.

Европейский союз тогда не стал напрямую "наказывать" Будапешт: тогдашний глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу звонил Орбану, увещевая, чтобы венгерские нормы соответствовали европейским. Однако уже в 2014 году - после реформ Будапешта - Брюссель создал процедуру проверки верховенства права, позволяющую ЕС выяснять, насколько национальное законодательство соответствует европейскому, и накладывать санкции в случае если нет.

Право и справедливость

В Польше евроскептики, лицом которых можно назвать лидера и сооснователя партии "Право и справедливость" (PiS) Ярослава Качиньского, сменили еврооптимистов в 2015 году. Практически сразу они инициировали реформу Конституционного суда, заполнив единомышленниками часть вакансий в нем и ужесточив требования к принятию решений.

Еврокомиссия тогда немедленно запустила процедуру проверки польского законодательства требованиям верховенства права и в итоге к концу 2017 года объявила о запуске санкционной процедуры в отношении Варшавы, чреватой лишением права голоса в Совете ЕС. Непосредственных последствий для Польши это, впрочем, не повлекло - все решения в Евросоюзе должны приниматься единогласно, а Венгрия сразу заявила, что наложит на санкции против Варшавы вето.

Все это позволило PiS развернуть судебную реформу максимально широко: далее последовало снижение пенсионного возраста судей - и возможность замены на более лояльных юристов значительной части судейского корпуса. Венцом же реформы, вызвавшим максимальное раздражение Брюсселя, стало утверждение дисциплинарной ответственности судей за "затруднение функционирования судебной системы" и политическую активность.

Не добавляли взаимопонимания Брюсселю и Варшаве и другие новации, проведенные Качиньским через сейм. В их числе переход к назначению руководителей государственных СМИ министром госимущества, объединение постов генпрокурора и главы Минюста, расширение полномочий силовых структур. Не радуют ЕС и запрет абортов даже при врожденных патологиях, а также последовательная защита традиционно католической Польшей института семьи с запретом пропаганды ЛГБТ-отношений и усыновления гомосексуалистами детей.

В итоге Варшава начала попросту игнорировать претензии со стороны Брюсселя. Одним из последних примеров стал отказ Польши закрывать шахту "Туров" близ чешской границы - одно из наиболее грязных производств в Европе, - несмотря на решение Суда ЕС.

Взять измором

Не имея возможности лишить Варшаву права голоса в ЕС, Брюссель, однако, рассматривает возможность использования других инструментов. И главный из них - заморозить европейское финансирование. Европейские власти уже начали довольно успешно применять это на низовом уровне - лишая средств ЕС проекты в польских регионах, принявших резолюции о "зонах, свободных от ЛГБТ".

На общеевропейском уровне это вылилось в увязку выделения финансирования из бюджета ЕС и фонда восстановления после пандемии с выполнением принципов верховенства права - как их понимают в Брюсселе. Однако, когда в преддверии 2021 года стало ясно, что Варшава и Будапешт способны заблокировать распределение средств между всеми странами ЕС, особенно в условиях экономического кризиса после пандемии, пришлось достигать компромисса - переносить вступление условий в силу до соответствующего решения суда ЕС, которое, впрочем, ожидается не раньше 2023 года.

Пока же борьба Брюсселя и Варшавы продолжается - но на уровне риторики. Польша, считая, как заявлял еще год назад министр юстиции Збигнев Зёбро, что выплаты ей "просто положены", настаивает на своем, в ЕС же намекают на возможность "использовать инструменты" замораживания выплат. А в МИД Франции и вовсе открытым текстом говорят, что Варшаву "никто не принуждает к членству в ЕС".

Тем не менее на чьей стороне победа, пока сказать нельзя - в особенности потому, что, помимо Будапешта с его правом вето, союзники у Варшавы есть и в других странах ЕС. В июле правые партии также Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции, Нидерландов, Дании, Испании, Италии, Литвы, Румынии, Финляндии, Франции и Эстонии подписали совместную декларацию о будущем Евросоюза. В ней эти силы предложили закрепить суверенитет стран сообщества, снизив зависимость от евробюрократии, а также защитить в Европе традиционные ценности. Отбросив пафос, смысл декларации можно передать как идею добрососедства в сообществе при праве каждой страны жить по собственным порядкам. А она может понравиться избирателям не только правых партий.-0-


Источник: БЕЛТА

Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также