Оперная певица Эвелина Шмитгоф начинала свою карьеру в Бресте

13

Случайное и закономерное в творчестве — одна из вечных проблем искусства. Попробуем высказаться по этой проблеме и мы. Откроем одну из страниц театральной истории Брест-Литовска, пишет «Заря».

Старое фото

Об оперной певице Эвелине Карловне Шмитгоф (1828 — 1860) историки рассказали достаточно подробно. Нам, брестчанам, особенно важно то, что ее сценическая судьба началась в 1843 году в Брест-Литовске. Да, именно в нашем городе и именно в этом году. Случай? Может быть. Хотя — то, что порой кажется человеку случайным, на поверку оказывается закономерностью судьбы...

Эвелина Карловна — старшая дочь Карла Шмитгофа, немца по национальности, оперного певца и режиссера. Он блистал на сценах Берлина. В 1834 году его труппа приехала из Германии в Россию с гастролями, да так навсегда и поселилась в ней.

Итак, мы с вами в Брест-Литовске в 1843 года. За год до этого была торжественно открыта Брестская крепость. С этим открытием в город, и до того достаточно образованный, пришла столичная культура. Вот только строительство цитадели уничтожило средневековое Берестье. Но и на новом месте город не утихал: строился новый Брест-Литовск. Трудная доля прекрасного города...

Вот перед таким зрителем выступает театральный коллектив Карла Шмитгофа. Что же: попробуем представить себе театральную афишу. Гости обращаются к зрителю на польском и русском языках. Как можно предположить, Шмитгоф представил городу, в основном, произведения в жанре водевиля: опера «Состязание музыкантов», оперетты «Чудесная вода», «Конторские служащие» и «Еврейский рекрутский набор» (музыку всех произведений написал Станислав Монюшко, либретто — Винцент Дунина-Марцинкевича). Всё это — на польском языке. Среди постановок на русском зрители предположительно могли увидеть оперу-водевиль Петра Григорьева «Сиротка Сусанна» и оперу-водевиль Дмитрия Ленского «Любовное зелье». А, может быть, прозвучала тогда и опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»? Это произведение в репертуаре труппы Карла Шмитгофа присутствовало постоянно.

Афиша заставляет нас, нынешних, задуматься: почему артисты труппы Шмитгофа привезли в наш город постановки именно водевильные: заливисто веселые, светло радостные, легкожанровые? Небольшие театральные пьески комедийного характера с куплетами и танцами. Случайность или все-таки закономерность? И вот мы в зрительном зале. Сегодня ожидается постановка с участием восходящей звезды приехавшего театра — юной Эвелиной Шмитгоф. Недавно она выступила в водевиле «Любовное зелье» (в роли Катерины) — и сорвала бешеные аплодисменты. Сегодня будет опера-водевиль «Сиротка Сусанна», где Сусанну — играет Эвелина Шмитгоф. В пьесе — всё, что надо для водевиля: веселая любовная интрига, простоватый герой-любовник и его сметливый слуга, наивная в простодушии своем влюбленная девушка, и противостоящая ей опытная искательница материальных богатств. Есть, конечно, и красавец-вертопрах, увлеченный любовными приключениями. Пьеса оканчивается всеобщим примирением и заключительными куплетами. Полюбившаяся публике Сусанна обращается к залу:

Право, рады б мы душевно
Вас разнежить, рассмешить.
Но ведь трудно ежедневно
С толком, с чувством говорить.

Куплеты. Казалось бы, простенькие, не претендующие на глубину. Казалось бы… А ведь в них — спасение: как с толком, с чувством разнежить сердце, намёрзнувшееся во льдах ежедневности? Трудно… Спасибо, Эвелина Карловна! Спасибо, удивительный Брест-Литовск! Умеешь ты веселиться и плакать, влюбляться и разочаровываться.

Гастроли театра Карла Шмитгофа — одни из многих, в разные годы спасавшие наш город красотой. Как и все прочие, они и случайны, и закономерны. Как важно, чтобы все мы были рады друг другу! Водевили… Они так же сложны по сути своей, как и история нашего родного города. И нет в них случайностей: всё — закономерно.


Источник: Onlinebrest

Оцените статья

+1

Оценили

Гость №799+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...