Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

37
Почти детективная история. Сколько стоили советские автомобили в 1967 году

Авто

Предыстория такова. Как-то в руки попал прейскурант на советские промышленные товары. Год издания — 1967-й. Отлично, узнаем, сколько стоила авто- и мотоциклетная техника в СССР более полувека назад! Но цены показались подозрительно низкими, пишет «Автобизнес».

В рублях и долларах

Итак, вот вам прайс. Вожделенная «Волга» ГАЗ-21Р (75 л.с.) стоит 1145 руб., или 1272,22$, «Москвич-408» с 50-сильным двигателем — 780 руб. (866,67$), самый доступный «Запорожец» ЗАЗ-965А (27 л.с.) — 500 руб., или 555,56$.

Авто

Лишь немного дешевле мотоцикл с коляской «Урал-2 М-63», оснащенный 2-цилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., — 460 руб.( 511,11$). И ровно столько же стоит другой мотоцикл с коляской — «К-750М» (26 л.с.). Куда дешевле «ИЖ-Юпитер-2» с 2-цилиндровым двухтактным двигателем объемом 350 куб.см (18 л.с.): 271,50 руб. (301,67$) с коляской и 195 руб. (216,67$) без нее.

«ИЖ Планета-2» (15 л.с.) стоит 186 руб. (206,67$), «Восход» (10 л.с.) — 139,50 руб. (155$), «Ява ЧЗ-250» (13 л.с.) — 270 руб. (300$), а «Ява-350» (16 л.с.) — 315 руб. (350$), эта же модель, но с коляской — 460 руб. (511,11$). Мотороллер «Тула» Т-200М (8 л.с.) заявлен по цене 150 руб. (166,67$), мотороллер «Вятка (6 л.с.) — 105 руб. (166,67$), а мопед „Рига-3“ (50 куб.см., 2 л.с.) — 57 руб., или 63,33$.

Авто

Сами по себе цены, даже в долларах, ни о чем не скажут, ведь стоит учитывать инфляцию за более чем 50 лет. Но если „погуглить“, становится понятно, что покупательная стоимость доллара изменилась почти на порядок: сумма 1000$ в наше время эквивалентна 129,2$ в 1967 году. Или, чтобы было нагляднее: 867,67$ за „москвич“ в 1967 году — это 6708$ сейчас. Вполне сопоставимо со стоимостью простой „Гранты“. К слову, средняя зарплата в СССР в том году составляла 100 руб., или 111,11$.

Специфика тех лет

Вас, наверное, смутит, что в конце 1960-х доллар был слабее советского рубля. Официальный курс составлял 90 копеек за 1$. Но по идее смущать должны вообще цены в иностранной валюте, ведь в СССР купить или продать ее свободно было нельзя.

Впрочем, наибольшее удивление вызывают сами цены — они слишком низкие! Если поискать в других источниках, то увидим, что в 1966-1968 годах „Волга“ стоила 5600 руб., „москвич“ — порядка 4500, а „запорожец“ — 2200 рублей. Как же так?

Авто

Здесь самое время объяснить, что за справочник попал к нам в руки. Называется он „Прейскурант на промышленные товары, продаваемые через Всесоюзное объединение “Внешпосылторг». И вступительная часть во многом объясняет, кому предлагаются эти цены:

Авто

«Внешпосылторг» продает товары в розницу и мелкооптовыми партиями советским гражданам, посольствам, миссиям и другим иностранным организациям и их сотрудникам, находящимся как в СССР, так и в других странах, а также отдельным иностранным гражданам". Ну и чтобы было совсем понятно: «Все цены указаны в рублях СССР и долларах США на условиях франко-советская граница».

Авто

Также показательно, что принимается наличная валюта, чеки или сертификаты «Внешпосылторга». И здесь самое время напомнить, что в СССР не было возможности свободно купить или продать валюту, а реальный курс на черном рынка был куда выше, чем пресловутые 90 копеек за доллар.

Так что цены в долларах — для иностранцев. Или для тех граждан СССР, которые работали за рубежом, вернулись на родину и сдали иностранную валюту в обмен на сертификаты «Внешпосылторга». Вот на них затем они и могли приобрести дефицитный товар в специальных магазинах. Да-да, в тех самых «Березках»!

Дешевле для них или дороже для нас?

Судя по всему, «экспортные» цены от «Внешпосылторга» действительно были гораздо ниже, чем «внутренние» для рядовых советских граждан. Но вот вопрос: это иностранцам продавали в разы дешевле, но за валюту или нашим соотечественникам в разы дороже, но за советские рубли?

Авто

Здесь отчасти поможет сравнение цен с иномарками. Итак, ГАЗ-21Р стоил 1272,22$, и это почти в два раза меньше американской цены Ford Mustang в 1964-м — 2368$. При этом заметим, что Mustang считался довольно доступным молодежным автомобилем, в то время как «Волга» была для советского человека пределом мечтаний, но по меркам американцев являлась моделью среднего класса. Chevrolet Chevelle Sport Coupe в 1968 году стоил 2899$, Chevrolet Malibu — 2663$.

В общем, в сравнении с «американцами» «Волга» «на экспорт» стоила заметно дешевле. Но если взять «внутреннюю» цену 5600 руб., то получим 6222$ — за такие деньги она в США была не нужна, как и вообще в любой стране.

Авто

Или давайте переведем по-другому. Если считать по официальному курсу, выходит, что Mustang в 1964 году должен был стоить 2131 руб., а Chevrolet Malibu в 1968-м — 2369 рублей. И если бы их за эти деньги выставили в свободную продажу в СССР, то вряд ли бы кто-то становился в очередь за «москвичом» за 4500 рублей. Другое дело, если бы он стоил 780 руб. для любого желающего.


Источник: Onlinebrest

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...